Read in Russian >>Read in English >>

Сфера fashion-индустрии характеризуется не только высокой капиталоёмкостью, но и жесткой конкурентной борьбой между ее креативными участниками. Как известно, одной из форм недобросовестной конкуренции являются посягательства на интеллектуальную собственность, что влечет за собой, в том числе, выпуск контрафактной продукции. Хорошо известен судебный иск, который был предъявлен модным домом Fendi к торговой сети ZARA. Истец утверждал, что ответчик неправомерно использовал снимки, принадлежащие Fendi, при выпуске своей продукции (маек). Суд Милана постановил, что подобное использование представляет собой «акт недобросовестной конкуренции и нарушение авторских прав»[1].

Защита интеллектуальной собственности в fashion-индустрии насчитывает несколько веков – еще в XV веке король Франции даровал исключительные привилегии производителям тканей, а правительственный ордонанс в 1711 году в Лионе впервые объявил преступлением подделку плетеных узоров. В Англии и Шотландии появление первого статута о защите дизайна было обусловлено нуждами производителей текстиля[2].

Мир моды в наше время нередко становится свидетелем громких судебных разбирательств между модными домами и известными брендами за право использовать тот или иной результат интеллектуальной деятельности. Только в 2020 году наблюдатели выделили Toп-5 наиболее резонансных споров, в том числе, судебных, по этому вопросу: Кристиан Сириано против своего бывшего лицензиата M&A Imports, фотограф Карлос Вила против бренда Monse, французская fashion-компания  Longchamp против ретейлеров BedBath&Beyond и LailaRowe, Наем Хан против ретейлера  J.Crew. В этом же ряду конфликт Майкла Корса и пользователей Твиттера, в связис использованием в коллекции дизайнера худи стиля «джергас», популярных у мексиканской молодежи и молодых латиноамериканцев, проживающих в США[3].

Действующее национальное законодательство различных стран предусматривает различные возможности правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в мире fashion-индустрии, вплоть до применения самого строгого вида юридической ответственности – уголовной.

Так, УК Италии содержит статьи 473 и 474: первая устанавливает ответственность того, кто единолично (при отсутствии соучастников), подделывает национальныйили зарубежный товарный знак, либо отличительный знак, и того, кто мошенническим способом единолично использует эти знаки, а вторая наказывает ввоз на территорию страны, владение с целью продажи, маркетинг или введение в оборот продукции под фальсифицированными товарными, либо отличительными знаками (национальными или зарубежными). Статья 474-ter влечет более строгое наказание за преступления, предусмотренные статьями 473 и 474, при наличии отягчающих обстоятельств: деяния совершаются систематически или с помощью организованных средств или действий. Виновному грозит тюремное заключение на срок до шести лет. Статья 517 устанавливает ответственность за посягательства на промышленную собственность. Согласно первой, наказывается продажа или иное введение в оборот промышленной продукции со знаками, вводящими в заблуждение относительно качества или происхождения товара, например, использование схожих до степени смешения отличительных знаков; незарегистрированных отличительных знаков. Статья 623 итальянского УК предусматривает ответственность за разглашение (с целью извлечения выгоды для себя или третьих лиц) коммерческих или научных секретов теми лицами, которые стали обладателями такой информации по службе или работе. Она же предусматривает ответственность и того лица, которое, получив такую информацию любым неправомерным способом, разглашает или использует ее для своей выгоды или выгоды третьих лиц.  

Бразильский Закон об авторском праве (Brazilian Copyright Law – Law No. 9.610/98) предусматривает в специальном разделе меры гражданско-правовой ответственности (civil sanction) «без ущерба» для применения уголовных наказаний, а последние применяются в рамках норм Главы I «Преступления против интеллектуальной собственности» РазделаIII «Преступления против нематериальной собственности» УК Бразилии. Статья 184 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение авторских и смежных прав (наказание – тюремное заключение от двух до четырех лет и денежный штраф). В западной юридической литературе даже появился новый термин – “Crimes of fashion” («Преступления в сфере моды»)[4]. Кроме УК Бразилии, в этой стране преступные посягательства на авторские и патентные права предусмотрены Законом о промышленной собственности и Законом обавторском праве[5].

Но какие результаты интеллектуальной деятельности в мире фэшн-индустрии сегодня охраняются правом? И как? Мы часто слышим о «воровстве» идей в этой сфере и о невозможности защитить эти идеи сами по себе. Так ли это?

Идеи могут быть материализованными и не материализованными. Например, в немецком правовом лексиконе первые называются verkörperte Form («воплощенная форма»), а вторые – reine Idee(«чистая идея»)[6]. Именно последним, почему-то, отказывают в правовой охране. Считается, что идея может подлежать охране правом интеллектуальной собственности только тогда, когда она принимает какую-либо объективизированную, материальную форму –например, новую ткань, или элемент одежды[7]. Если же речь идет исключительно о «чистой» идее, «голой» идее (reine Idee, blöße Idee), то правовой охраны не будет (“Die Ideen sind frei“ – “Идеи ничьи”)[8].

Конечно же, с точки зрения права, похитить идею невозможно – она нематериальна. Что же касается результатов интеллектуальной деятельности, то для их защиты используется институт товарных знаков (средстви ндивидуализации товаров и услуг) – Trademark protection, институт авторского права – Copyright law, институт патентного права – Patent law, институт коммерческой тайны и ноу-хау (commercial/trade secret and know-how). Появился даже новый институт – «дизайнерское право» (Designrecht[9], design law). Его создание узаконила Директива Европейского Союза № 98/71 во всех странах ЕС – защита на зарегистрированный образец одежды предоставляется на срок до пяти лет, который может быть продлен до 25 лет. Для получения защиты продукт должен обладать новизной и индивидуальными признаками, которые создают принципиально новое представление о данном предмете одежды у информированного потребителя, в отличие от каких-либо ранее созданных аналогичных продуктов[10].

Однако, вряд ли можно согласиться с высказыванием Жоржа Жофруа, менеджера отдела защиты брендов в LVMH Moët Hennessy – Louis Vuitton (LVMH) утверждающего, что химическая формула аромата парфюма не может быть защищена[11]. Она может быть защищена с помощью института коммерческой тайны или ноу-хау: именно эти институты применяются для защиты тех результатов интеллектуальнойдеятельности, которые не могут получить охрану авторского или патентного права.

Те же самые средства можно применить и в фэшн-индустрии и если мы говорим о дизайнерских решениях или идеях, получивших материальное воплощение, то они могут охраняться авторским правом, патентным правом, правомо товарных знаках. Например, дизайн вещи и ее внешняя форма (известные как “trade dress”), а также элементы дизайна, не имеющие функционального назначения, отличительный шов и даже цвет (всем известная красная подошва женских туфель отКристиана Лубутена)[12]. Внешний вид товара фэшн-индустрии может защищаться также дизайн-патентом, а вкачестве товарного знака может быть зарегистрирован звук и запах[13].

Если же речь идет о невоплощенных идеях, замыслах, решениях, которые возникают у мастеров фэшн-индустрии, то можно взять на вооружение, пусть и с некоторыми ограничениями, институт коммерческой тайны. Многим известна древняя романтическая история о том, как китайский секрет изготовления шелка перестал быть секретом в XV веке: китайская принцесса в шляпе из живых цветов отправилась к своему возлюбленному, а в шляпе были спрятаны шелковичные черви. Например, к коммерческой тайне можно отнести сведения о содержании и результатах деловых или производственных совещаний дизайнеров и модельеров. Именно там могут высказываться интересные творческие идеи, которые затем воплотятся в реальные товары или услуги, обладающие высокой стоимостью. В конце концов, и российское законодательство гарантирует творческим работникам право на интеллектуальную собственность и охрану секретов мастерства[14]. Более того, результаты интеллектуальной деятельности в фэшн-индустрии могут защищаться сразу несколькими способами. Например, на этапе подготовки коллекции к показу сведения о ней могут защищаться коммерческой тайной, но после показа (публичной демонстрации) тайной это уже являться не будет, однако нормы того жеавторского права будут действовать все равно.

 

 

 


[1] Francesca Maculan and Silvia Laitila “Unfair competition and copyrightinfringement: the Court of Milan decides on the case of Fendi vs. Zara” //https://martinimanna.com/unfair-competition-copyright-court-milan-fendi-zara

[2]Dr. Friodolin Fischer “DesignLaw in the European Fashion sector // https://www.wipo.int/wipo_magazine/en/2008/01/article_0006.html

[3] Natasha Reed “The Top 5 Most Fashionable Intellectual Property DisputesTo Walk This Yearיs Runways at New York Fashion Week” //https://www.mondaq.com/unitedstates/trademark/892928/the-top-5-most-fashionable-intellectual-property-disputes-to-walk-this-year39s-runways-at-new-york-fashion-week

[4] Carolyn Marcelo The Crimes of Fashion. The Effects ofTrademark and Copyright Infringement in the Fashion Industry. A Senior Thesis// https://digitalcommons.liberty.edu/honors/246/

[5] Julia Davet Pazos “Brazil: Parasitic Explotation: Unfair Practice amongNon-Competitors” //https://www.mondaq.com/brazil/trade-regulation-practices/414426/parasitic-exploitation-unfair-practice-among-non-competitors

[6]Ideen schützen: Welche Optionen existieren? //https://www.urheberrecht.de/ideen-schuetzen/

[7] Dr.Friodolin Fischer “Design Law in the European Fashion sector // https://www.wipo.int/wipo_magazine/en/2008/01/article_0006.html

[8] Ideenschützen: Welche Optionen existieren? //https://www.urheberrecht.de/ideen-schuetzen/

[9]Designschutz– Wie können Sie Ihr design schützen lassen? // https://www. urheberrechtI.de/designschutz,Ideen schützen: Welche Optionen existieren? //https://www.urheberrecht.de/ideen-schuetzen/

[10]Шебанова Н.А. «Модное»право. М.: НОРМА ИНФРА-М. 2018. С. 107-108.

[11]Бахтиозина А. Опыт борьбы с контрафактом в России: интервью с Жоржем Жофруа //https://www.fashion-law.ru/post/opyt-borby-s-kontrafaktom-v-rossii-intervyu-s-zhorzhem-zhofrua

[12] NatashaReed “The Top 5 Most Fashionable Intellectual Property Disputes To Walk ThisYearיs Runways at New York FashionWeek” // https://www.mondaq.com/unitedstates/trademark/892928/the-top-5-most-fashionable-intellectual-property-disputes-to-walk-this-year39s-runways-at-new-york-fashion-week

[13] Шебанова Н.А. «Модное»право. С. 106, 99-100.

[14]"Основы законодательстваРоссийской Федерации о культуре"(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)(ред. от30.04.2021) // "Российская газета", N 248, 17.11.1992,

 

Пример всплывающей подсказки для сносок