Read in Russian >>Read in English >>

По мнению бизнес-аналитиков, мировая индустрия моды и товаров класса люкс продолжает расти как в товарном, так и в денежном выражении. В то же время данные ресурса The Business of Fashion свидетельствуют о том, что модные компании банкротятся с рекордной скоростью. Причем в большинстве случаев банкротство инициировано компаниями, придерживающимися традиционной схемы офлайн-продаж (через бутики, магазины или отделы в торговых центрах) в среднем ценовом сегменте.

США

В числе основных причин финансовых неудач аналитики выделяют невозможность противостоять конкуренции со стороны fast-fashion компаний и отток покупателей из торговых центров (последние все чаще предпочитают совершать покупки в режиме онлайн). Консервативный ритейл не успевает адаптировать свои бизнес-модели к условиям растущей притязательности современных покупателей и создаваемых ими новых вызовов. Так, в этом году известная американская компания BCBG MAX AZRIA GROUP, которая специализируется на дизайне и производстве коктейльных и вечерних платьев, подала заявление о банкротстве в соответствии с гл. 11 Кодекса США, регулирующей наиболее распространенную в Америке процедуру банкротства — реорганизацию неплатежеспособных компаний под руководством старого менеджмента в попытке избежать полной ликвидации.

Для того чтобы инициировать данную процедуру, компании-должнику необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, а затем разработать план реорганизации и реструктуризации долгов, который позволил бы ей остаться на плаву. При этом управление компанией-должником и ее активами осуществляется действующим менеджментом, но под надзором комитета кредиторов и суда. В качестве основных мер план реорганизации компании BCBG MAX AZRIA GROUP, под который ею было получено дополнительное финансирование в размере 45 млн долларов США, предполагает возможную продажу компании, закрытие порядка 120 розничных магазинов сети, а также консолидацию операций компании в Европе и Японии.

Из завершившихся за последнее время в Америке громких дел можно также отметить банкротство калифорнийского онлайн-ритейлера Nasty Gal и компании American Apparel. Первая компания была продана на торгах за 20 млн долларов США британскому ритейлеру Boohoo.com, который может дать бренду Nasty Gal еще один шанс. Вторая компания досталась канадскому производителю одежды Gildan Activewear, который выиграл аукцион на приобретение производственных мощностей и интеллектуальной собственности, принадлежавших ранее American Apparel, за 88 млн долларов США наличными, перебив предложения компаний Forever 21 и Amazon.

Великобритания

Схожие проблемы испытывает и европейский ритейл. Большим потрясением для модного рынка стала новость о том, что один из старейших гигантов британской торговли British Home Stores (BHS) не смог справиться с финансовыми трудностями. Компания была продана холдингу Al Mana Group как нерентабельный актив за 1 фунт и в настоящий момент существует только в ограниченном формате онлайн-ритейлера. По данным британских аналитиков, порядка 44% британских ритейлеров сейчас находится на грани банкротства. В частности, весной 2017 г. о своем плачевном финансовом положении заявила британская компания Jaeger. Излюбленный бренд герцогини кембриджской Кейт Миддлтон не смог угнаться за конкурентами (такими как Burberry) и противостоять давлению со стороны сетевого масс-маркета (Zara, H&M) и обратился с заявлением о назначении администратора. За последние несколько лет ходатайство о назначении администратора также подали Agent Provocateur, Banana Republic, Peacocks и др.

Согласно законодательству Великобритании о банкротстве администратор назначается по решению суда (administration order) для управления делами компании с целью ее сохранения, утверждения добровольного соглашения о реструктуризации долгов с кредиторами или продаже ее имущества и иных активов по цене, более выгодной, нежели при ликвидации. В число основных обязанностей администратора входит осуществление контроля над всем имуществом компании; подготовка предложений, направленных на достижение целей, изложенных в приказе о назначении; созыв собраний кредиторов для обсуждения с ними указанных предложений; а также последующая реализация достигнутых договоренностей в рамках непосредственного руководства компанией.

Умелое администрирование и своевременно принятые бизнес-решения, действительно, могут спасти компанию от фактического банкротства, как это было, например, в случае с брендом Warehouse, который обновил состав совета директоров, креативного директора и директора по работе с клиентами, назначив на эту должность бывшего digital-директора британского масс-маркет бренда TopShop. Разработанная новым менеджментом стратегия, философия бренда и ценовая политика помогли компании отметить в 2016 г. 40-летний юбилей.

Как показывает история мировой моды, с финансовыми проблемами в разное время сталкивались такие известные бренды как Tommy Hilfiger, Escada, Gianfranco Ferré, Christian Lacroix, Yohji Yamamoto, однако удачные управленческие решения помогли этим компаниям пережить процедуры банкротства, сохранить свой бизнес или перейти на новый виток развития.

Россия

Не миновала череда банкротств и отечественный рынок модной индустрии, итак заметно поредевший с 2014 г. Последний год ознаменовался ведением заключительной стадии банкротства в отношении ООО «Кира Пластинина Стиль», владевшего брендами Lublu Kira Plastinina и Kira Plastinina. Как следует из представленных временным управляющим документов, восстановление финансово-хозяйственной деятельности не представляется возможным, поскольку балансовая стоимость имущества и активов должника не позволяет осуществить расчеты с кредиторами, общая сумма требований которых составила около 2 млрд рублей. Основную массу задолженности составляют невыплаты по договорам аренды.

Бренд Kira Plastinina активно развивался на российском рынке с 2007 г. На пике своего развития сеть насчитывала 279 магазинов Kira Plastinina в семи странах и 56 бутиков премиальной линейки бренда Lublu Kira Plastinina в 16 странах. Однако в 2016 г. ритейлер решил почти втрое сократить общее количество магазинов в России в связи с резким ростом издержек из-за девальвации рубля.

Не в лучшем положении оказался и крупный обувной ритейлер Carlo Pazolini, до банкротства имевший развитую сеть магазинов (более 200) не только в России, но и в Италии, США, Чехии, Украине, Молдавии и странах Балтии. Поскольку с ростом курса валют инвестировать в международные проекты стало нецелесообразно, руководство приняло решение закрыть американские магазины и сократить количество европейских. Необходимость уменьшения числа точек продаж возникла и в России. С августа 2016 г. по заявлению АО «Альфа-банк» в отношении ЗАО «Фирма «Анта», которой принадлежат права на товарные знаки Carlo Pazolini, была введена процедура наблюдения. Как следует из материалов дела, долг компании перед банком, включая неустойку, составляет порядка 850 млн рублей. Помимо этого, АО «Альфа-банк» обратилось с иском о солидарном взыскании долга по двум кредитным договорам от 2012 г. на сумму $11 млн и 8,4 млн евро с трех зарубежных структур ритейлера: Carlo Pazolini Trade limited, ТОО «Карло Пазолини партисипасьон» и Carlo Pazolini (Switzerland) S.A. В отношении учредителя компании И.А. Резника также была инициирована процедура банкротства физического лица по заявлению ООО «АТБ» Банка с суммой требования 660,3 млн рублей.

Анализ как отечественных, так и зарубежных банкротств на рынке модного ритейла выявил наличие определенного тренда - пострадавшие компании в основном являются классическими представителями схемы офлайн продаж. Развитая сеть розничных точек торговли больше не в приоритете, напротив, зачастую она не может покрыть издержки, связанные с ее развитием. Следовательно, более всего финансовым рискам подвержены те компании, которые игнорируют современные тенденции в индустрии моды, сформированные с четким акцентом в сторону диджитализации.

Статья опубликована в журнале Legal Insight № 7 (63) 2017 //  www.legalinsight.ru

Пример всплывающей подсказки для сносок