Read in Russian >>Read in English >>

Интервью Александры Бахтиозиной с владелицей и идейным вдохновителем компании Sun Stone Кариной Богдан об особенностях ювелирной индустрии, попытках защитить свой дизайн от копирования и имитации, а также о проигранном споре в суде.  

Расскажите, с чего все начиналось и почему именно украшения. И почему именно янтарь! 

Я родилась и выросла в Калининграде. С самого детства меня восхищала красота янтаря как камня, но отталкивал конечный продукт, который предлагался на ювелирном рынке: все эти обсыпные ежики, бусы.

В то время в Калининграде в каждой семье был кто-то, кто работает с янтарем. Моя семья не исключение. Благодаря моему отцу, я с детства ездила на международные ювелирные выставки в Америку, Гонконг, Японию, Германию и Италию. Тогда я и начала коллекционировать украшения. У кого-то отдельный гардероб для вещей, а у меня – для украшений.

К 23 годам я получила высшее образование и какое-то время успешно работала юристом по специальности ''экономические преступления''. Но творчество и любовь к украшениям никуда не исчезли. Я переехала в Санкт-Петербург и все чаще стала засматриваться на изделия с янтарем, но все еще не находила ничего стильного и красивого.

Тогда мне пришла идея заказать изделие по собственному эскизу. Я осталась не очень довольна исполнением. Но когда я надевала свое украшение, то получала кучу комплиментов. Так появилась идея сделать небольшую коллекцию, вдохновленную моими воспоминаниями из детства. Больше, чем полгода я искала компанию-производителя. Янтарь – очень специфический камень, при работе с ним нужно учитывать его хрупкость и большое количество нюансов закрепки.

В итоге в голову пришла еще более сумасшедшая идея – не только выпустить коллекцию и открыть свой магазин, но и организовать свое производство. Меня поддержал в этом мой муж. Он очень верит в меня и не спорит с моими сумасшедшими идеями. Даже когда я пытаюсь усложнить нам жизнь, придумывая новое и новое, так не успев заработать на старом.  

С какими юридическими сложностями Вы сталкивались на своем пути по мере развития бренда?

Первая и главная наша боль – это копирование и имитация дизайна. Когда конкуренты «вдохновляются» нашими коллекциями – это одно дело. Совсем другое дело, когда делается абсолютная копия, с теми же пропорциями, один в один.  

Важно понимать, что у добросовестного производителя уходят месяцы, а порой и годы на создание новой коллекции, в которой часть души, история, эмоции. А кто-то просто берет и копирует. И даже пытается продавать в тех же магазинах, в которые мы отправляли каталоги с нашей новой коллекцией.

На самом деле, в свое время мы практически перевернули рынок, появившись с нашими украшениями. Мы видели все по-другому, старались сделать свежо и современно. С огромной любовью создавали новые коллекции, а в итоге через месяц все прилавки магазинов были заполонены жуткими изделиями плохого качества, которые очень похожи на наши.

На Ваш взгляд, почему такое происходит?

У многих компаний в ювелирной сфере такая бизнес-модель: копировать оригинальные дизайны нишевых брендов, и надеяться, что либо не поймают, либо присудят небольшую компенсацию, которую выручка от продажи с лихвой компенсирует. Некоторые розничные ювелирные сети сами и просят произвести подделки.

Разработать дизайн и запустить его в производство – это большой труд и огромные затраты. Мы предоставляем и сервисное обслуживание, делаем свои съемки, рекламу, вкладываем в это значительные ресурсы. Поэтому очень неприятно понимать, что есть риск того, что на твоей работе потом наживаются другие, а особенно если им удается избежать ответственности за это. Каждый такой случай для меня – это удар. Вот как будто часть души украли и растоптали. А еще ведь и столько клиентов страдает, приобретая некачественный товар.

Как Вы узнаете, что на рынке продаются похожие изделия? 

По-разному. Один раз узнали совершенно случайно, к нам начали резко приходить заявки с рекламациями. За неделю было 4 обращения, а обычно такого у нас не бывает.

Как только я их увидела, даже позвонила начальнику нашего производства и отчитала их, подозревая, что они в ночную смену делают третий сорт и продают их. Вот настолько изделия на фото были похожи на наши изделия. Но потом нам сказали, где их приобрели, и мы поехали в магазин сети 585 и увидели все своими глазами. 

Когда вышла наша коллекция «Геометрия», мы отправили новинки разным оптовикам. Одним из них была сеть 585. В итоге они изделия не заказали, но потом у них на прилавках оказались очень похожие на наши изделия, произведенные какой-то костромской фирмой. 

У нас очень много знакомых, которые проиграли дела по защите авторских прав в схожих ситуациях. Тем не менее, тогда мы обратились в суд за защитой авторских прав (дело № А31-11574/2021). Почти два года мы пытались доказать, что спорные изделия - переработка наших дизайнов. Мы представляли в качестве доказательств эскизы, задания 3D-дизайнеру и подтверждения выпуска изделий с нашим дизайнов с более ранней датой. Но увы, суд мы не выиграли. Ответчик ничего даже доказывать не стал особо, а просто ссылался на аргументы о параллельном творчестве. Хотя, на мой взгляд, даже из простого сравнительного анализа видно, что не могут практически идентичные коллекции быть выпущены независимо друг от друга.  

Мы очень расстроились тогда. Самое ужасное, наверное, то, что я больше не могу любоваться этой коллекцией, теперь с ней связаны негативные эмоции от проигранного суда. Но еще хуже то, что к нам приходили клиенты, которые были уверены, что купили наши изделия и были очень разочарованы. Нам приходилось им объяснять, что это не наше и нас скопировали. 

Готовитесь ли Вы заранее к защите своих прав в случае их нарушения? 

Мы думали, что мы готовы. Оказалось, что нет. Мы всегда стараемся по максимуму собирать доказательства на этапе разработки дизайна: фиксируем внутренние переписки и должностные записки между мной и 3D-дизайнером, выплачиваем вознаграждение по правилам за каждое изделие, подготовленное дизайнером. Выставляем изделия на конкурсы, где выдают сертификаты, фиксирующие дату выхода коллекции. Но в нашем споре нам это не помогло.  

В Европе, например, в преддверии больших выставок выпускают каталог с дизайнами всех участников. И таким образом, это обеспечивает некоторую презумпцию того, кто первый создал, что потом может пригодится в суде. Кроме того, в Европе уровень культуры в этом плане все-таки выше. А мы часто продолжаем стоять на выставках, бок обок, с недобросовестными компаниями.

В первый ли раз с Вами такое приключилось?

За эти два года нас по-разному имитировали и копировали, и в России, и за ее пределами. Но вот чтобы настолько масштабно скопировали – да, впервые. Мы поэтому и пошли в суд.

Есть ли у Вас в команде человек, помогающий с юридическими вопросами?

Мы небольшая ювелирная компания. Все свои силы и ресурсы направляем в творчество и создание оригинальных дизайнов. У нас есть юрист, который работает удаленно и помогает нам с договорами. Но когда возникли вопросы касательно защиты интеллектуальной собственности, мы обращались к внешним консультантам.

Поддерживает ли Вас в этой истории индустрия, конкуренты? 

Поддержка от друзей есть. Но все настолько к этому привыкли, настолько уже копирование превратилось в норму в ювелирной индустрии, что поддержка скорее такая: «так бывает, выдержитесь».

Какие есть недобросовестные практики в индустрии, которые мешают добросовестным производителям?

Бывает такое, что крупные федеральные сети приходят с заказом к недобросовестным производителям и просят их произвести копию оригинальных дизайнов других компаний – дешевле, хуже качеством. И к нам такие предложения приходили.

Или предлагают производить не из натурального янтаря, а из пресса или синтетики, якобы клиент ничего не поймет. Мы всегда от такого отказывались, пусть и в ущерб потенциальной прибыли.

Научила ли чему-то Вас эта история с судом? Станете ли теперь что-то делать по-другому?

Да, если столкнемся с копированием снова, я постараюсь придать делу большую огласку. Буду кричать на каждом углу и освещать это в СМИ, чтобы, в первую очередь, наши клиенты не попались на такую подделку. Мы пытались деликатно и спокойно решить вопрос через суд, но потеряли время и были очень разочарованы решением.   

А поможет ли огласка таким историям? Работает ли в России институт репутации?

Я не очень верю в то, что у тех, кто производит подделки, проснется голос совести. А вот для розничной сети, продающей эти подделки, – это все-таки большие репутационные риски. Лично я, как потребитель, узнав о таком, задалась бы вопросом, а не обманывает ли меня магазин ещё в чем-то.

Если истории о недобросовестном копировании будут получать огласку и общественное порицание, то полагаю, что в какой-то степени это поможет сократить количество контрафакта. Однако, к сожалению, подделки не всегда порицаются и потребителями. Не все понимают, к сожалению, что разработка дизайна и изготовление качественных ювелирных изделия – это работа большого количества людей, чей труд должен быть вознагражден. 

Какие Вы советы дадите начинающим брендам?

Честно, я сама не всегда знаю, как защитить себя, а я человек с юридическим образованием и даже опытом работы в юридической профессии.  

Наверное, стоит инвестировать в повышение узнаваемости бренда. Найти свой стиль и характерные черты, и ещё обеспечить максимальную ротацию в медиа. А там уже клиент сам решит для себя, пойдет ли он в погоню за бездумным и бездушным потреблением подделок или же выберет качественный и оригинальный товар, выполненный и продуманный с любовью к своим клиентам.

Какие у Вас дальнейшие планы? Какие цели из стоящих перед вами в ближайшее время, вас больше всего вдохновляют? 

Мы недавно запустили второй бренд – LAMA. В его рамках будем стараться реализовать кучу крутых идей, которые я не могла реализовать в рамках концепции SUN STONE.  

Мы в этот раз старались быть мудрее и с самого начала как можно более тщательно фиксировали процесс создания дизайнов, получили сертификат участия в профессиональной выставке, с фотографией наших изделий и датой. Надеемся, что это поможет нам в случае, если вдруг возникнет спор. Потому что еще одного случая с копированием и несправедливого его разрешения, мне кажется, я не переживу. Столько сил вложено именно в разработку уникального дизайна. А при несправедливости и невозможности защитить свои права энтузиазм значительно поубавляется.

Пример всплывающей подсказки для сносок