Как и любой другой бизнес, компании из индустрии моды, а равно и молодые дизайнеры, нуждаются в финансовых ресурсах для развития своих проектов. В этой небольшой статье мы рассмотрим основные способы привлечения финансирования с акцентом на модном бизнесе.

В общих чертах

Принято считать, что все источники финансирования делятся на два вида: (1) привлечение долгового финансирования (debt) и (2) привлечение денежных средств в акционерный капитал (equity).

(1) Долговое финансирование

Под долговым финансированием понимается получение кредитов и займов. Инвестор (кредитор) в данном случае только предоставляет денежные средства, но не становится участником проекта и не претендует на долю в прибыли. Доходность же кредитора ограничена процентами по долгу. Даже если проект взлетит, инвестор будет получать только процент, не связанный с размером чистой прибыли. Привлекать долговое финансирование можно от банков (кредиты) или от третьих лиц (займы).

(2) Акционерный капитал

Если проект привлекает средства в акционерный капитал, то инвестор становится участником проекта и имеет право претендовать на долю в чистой прибыли. В российских реалиях это происходит путем предоставления инвестору доли (в ООО) или акций (в АО). Например, инвестор может приобрести долю в размере 10% в операционном ООО за 1 млн. рублей, которые пойдут на закупку нового оборудования или материалов. Перед тем, как войти в проект, инвестор оценивает стоимость бизнеса и свою потенциальную доходность. Оценка молодых проектов неизбежно носит спекулятивный характер. Позитивно влияют на оценку большой потенциал рынка, уникальный продукт, опыт команды, наличие активов и другие факторы.

Банковские кредиты

Традиционно роль кредиторов на рынке долгового финансирования занимают банки. Больше всего банк заботится о возврате основной суммы кредита и процентов. Дабы обезопасить себя, банки стремятся получить какое-либо обеспечение под свой кредит, чтобы на случай дефолта ограничить свои потери.

К наиболее популярным способам обеспечения можно отнести личное поручительство основателя проекта и залог имущества. Применительно к индустрии моды в качестве предмета залога могут выступать, например, нематериальные активы (товарный знак) и права требования к третьим лицам (дебиторская задолженность).

Инвесторы

Помимо банков, которые сосредоточены на выдаче кредитов, среди финансистов также могут обнаружиться лица, которые готовы войти в акционерный капитал. Такие финансисты могут быть разных типов: инвестиционные фонды, венчурные капиталисты, бизнес-ангелы и, в конце концов, родственники и друзья.

Может показаться, что сделки по финансированию компаний из индустрии моды происходят не так часто. Однако это не так. Достаточно перечислить модные бренды, которые принадлежат фондам: Dr. Martens, Jimmy Choo, Reiss и Canada Goose.

На рынке также появились венчурные капиталисты, которые финансируют высокорисковые направления. Например,  фонд Fashion Capital Partners инвестирует в проекты в области FashionTech (мода и технологии), а издательство Burda проводит конкурсов стартапов в сегменте Fashion & Beauty.

Для небольших компаний и только начинающих дизайнеров будет актуальным, например, искать инвестиций от бизнес-ангелов. Таковыми являются состоятельные граждане, которые хотели бы вложиться в интересующую их отрасль. Как правило, это люди, которые знакомы с индустрией и могут оказаться непосредственную поддержку в развитии бизнеса.

Лучшие инвесторы смогут вам предложить так называемые «умные деньги» (smart money), что подразумевает не просто инвестиции, но и недостающие компетенции, связи и ресурсы. Например, журнал Burda предлагает своим стартапам рекламное пространство на страницах своих журналов.

Финансирование под уступку денежных требований

Права требования к третьим лицам могут выступать не только предметом залога, но и быть самостоятельным объектом продажи. Это особенно актуально для компаний, которые ведут активную торговую деятельность в сегменте B2B: например, модный дом регулярно поставляет свою одежду на сумму 500 тыс. рублей в мультибрендовый бутик на условиях оплаты в течение 60 дней. В таком случае модный дом будет иметь право требования к бутику на указанную сумму. Вместо того, чтобы ждать оплаты, поставщик может уступить свое требование третьему лицу. Такое третье лицо, разумеется, захочет приобрести требование только со скидкой, скажем, за 480 тыс. рублей. Для поставщика тут свои плюсы: вместо того, чтобы ждать оплаты 60 дней, он может получить часть суммы сразу. Это особенно актуально для компаний, которым нужны деньги для пополнения оборотного капитала (выплата з/п сотрудникам, заказ нового товара и т.д.).

Такая сделка называется факторингом, а лицо, приобретающее право требования, – фактором. На российском рынке услуги факторинга оказывают преимущественно банки, но есть и специализированные компании, например, Лайф Факторинг.

Краудфандинг

Наконец стоит рассказать об относительно новом способе финансирования – краудфандинге. Суть его заключается в том, чтобы бизнес мог привлекать финансирование «маленькими кусочками» от большого количества пользователей сети интернет. Финансирование может предоставляться как на безвозмездной основе (читай «в подарок»), так и за небольшую долю в проекте. В России существует площадка StartTrack, где перспективные проекты из разных индустрий ищут единомышленников. Также есть интересная платформа I AM LA MODE во Франции, которая как раз предназначена для молодых дизайнеров. При привлечении такого рода финансирования стоит постараться задеть ваш потенциальный пул инвесторов за живое, потому что многие инвестируют именно на благое дело, а не с целью получить сверхприбыли.

Над привлечением финансирования задумывается каждый успешный проект на определенной стадии своего развития. Инвесторов не стоит бояться, но желательно понимать их ход мысли и читать документы перед подписанием. А пока можно улучшить свои навыки финансового планирования: статья Fashion Business Financial Planning Tips for 2015 дает несколько полезных практических советов, а заметка Your 2015 Fashion Business Financial Plan Checklist не позволит вам упустить мелочи при финансовом планировании.