Read in Russian >>Read in English >>

Качественная трёхмерная фотография нового арт-объекта, сделанная на открытии недели моды в Лондоне, в считанные дни может превратиться в масштабную партию первоклассных копий, доставленных на Туманный Альбион уже к концу той же недели. При этом такие копии (так же известные как “knockoffs”) могут быть вполне легальным способом конкуренции в индустрии моды, особенно в том ее сегменте, который называется fast fashion. Неудивительно, что на этом фоне дизайнеры все чаще ищут способы защитить свои права. О таких инструментах защиты результатов интеллектуальной деятельности в разрезе индустрии моды и пойдет речь в настоящей статье.

На сегодняшний день игроки индустрии моды, работающие на российском рынке, не так часто принимают меры по охране дизайна своих уникальных изделий и не спешат отстаивать свои права в судах. Причин этому может быть несколько: как осведомленность российских потребителей, которые могут отличить подделку от оригинала, так и небольшая доля российского рынка в портфеле мировых брендов. Вместе с тем российская правовая система содержит все необходимые инструменты для охраны уникального дизайна и внешнего вида изделия. Ниже мы рассмотрим такие актуальные способы охраны, как товарный знак, авторское право, промышленный образец и секрет производства. В завершении статьи приведены несколько примеров «многослойной» защиты модных изделий.

Регистрация товарного знака защитит от самых очевидных нарушений

Когда речь идет о защите бренда, первым на ум приходит товарный знак (ТЗ). В качестве ТЗ могут выступать словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения. Обозначение становится охраняемым с момента регистрации в Роспатенте, при этом приоритет возникает у лица, подавшего заявку первым. Охрана, предоставляемая ТЗ, не является безграничной: монополия правообладателя распространяется лишь на определенные классы товаров, в отношении которых ТЗ зарегистрирован.

Регистрация ТЗ в отношении товаров другого класса может рассматриваться как недобросовестная конкуренция

В 2009 году швейцарский производитель часов Vacheron Constantin обнаружил, что идентичное словесное обозначение успешно зарегистрировано в России в качестве ТЗ в отношении товаров 25-го класса (одежда, обувь) с приоритетом от 2003 года. ТЗ швейцарской компании распространялся только на товары 14-го класса (часы). Швейцарским часовщикам не удалось оспорить регистрацию конкурирующего ТЗ в Роспатенте. В этом им отказали и суды трех инстанций со ссылкой на неоднородность товаров. Аннулировать спорный ТЗ удалось лишь в Высшем Арбитражном Суде РФ, который согласился с доводами о том, что регистрация идентичного ТЗ в отношении другого класса товаров в данном случае является актом недобросовестной конкуренции.

По общему правилу ТЗ защищает именно обозначение (логотип, фразу, слоган и т.д.) – он не распространяется на форму продукта или дизайн изделия. Это ограничивает периметр охраны ТЗ достаточно очевидными нарушениями в форме копирования логотипа, но не включает в себя охрану дизайна креативных элементов модных изделий. Вместе с тем с 2014 года в российское право введено правило о том, что незащищаемые элементы, в том числе форма, упаковка или цвет, все-таки могут приобрести охрану, если такие элементы или их комбинация приобрели различительную способность в результате их использования до момента подачи заявки на регистрацию ТЗ.

Регистрация фирменного цвета в качестве ТЗ в России

В феврале 2016 года в медиапространстве активно обсуждалась новость о регистрации крупными российскими компаниями своих фирменных цветов в качестве ТЗ. Газпром зарегистрировал синий цвет, МТС – красный, а Сбербанк – зеленый. Разумеется, указанные цвета ограничиваются классами товаров и услуг, в отношении которых они приобрели различительную способность и были, соответственно, зарегистрированы.

В США форма изделия и его упаковка могут получить защиту в качестве trade dress, как разновидности ТЗ, с момента принятия Lanham Act в 1946 году. К наиболее известным примерам регистрации в качестве ТЗ внешнего вида самого изделия или его упаковки можно отнести голубую коробочку Tiffany, сумку Hermès Birkin и туфли Christian Louboutin с красной подошвой.

Никто теперь не может продавать туфли с красной подошвой?

Красная подошва туфель Christian Louboutin с 2008 году была зарегистрирована в США в качестве ТЗ. Уже в 2011 компания обратилась в суд c иском против Yves Saint Laurent (YSL) в защиту своего ТЗ. Ставки были высоки. При неудачном исходе дела Christian Louboutin мог потерять монополию на красную подошву навсегда. Обе компании были представлены именитыми юридическими фирмами, каждая из которых заявила о своей победе после вынесения окончательного решения. Немудрено – суд пошел на компромисс: Christian Louboutin сохранил свой ТЗ на красную подошву, но его монополия была ограничена красными подошвами, которые контрастируют с основным цветом обуви. Подробнее об этом деле читайте в другом посте.

Регистрация ТЗ в России может занимать от 12 до 18 месяцев. В мире «быстрой моды» такие сроки снижают актуальность регистрации в качестве ТЗ сезонных названий, например, названий коллекций. Вместе с тем регистрация ТЗ является особенно эффективным способом охраны, если есть основания опасаться, что контрафактные изделия ввозятся из-за границы и (или) распространяются в онлайн-магазинах. Об этом мы расскажем подробнее в одной из следующих публикаций.

Стоит упомянуть об одном интересном аспекте, характерным для индустрии моды: в качестве ТЗ часто регистрируются имена дизайнеров. По общему правилу имена собственные не могут быть зарегистрированы в качестве ТЗ. С таким общим правилом, однако, сложно смириться, если учесть, что имя модного дизайнера является его главным достоянием, а большинство мировых компаний гордо носит имена своих основателей. Поэтому на этот случай предусмотрено исключение: как и другие неохраняемые элементы, имя собственное может получить защиту в качестве ТЗ, если такое имя приобрело различительную способность в результате его использования.

При регистрации имени дизайнера в качестве ТЗ важно подумать на шаг вперед, потому что судьбы компании и ее именитого дизайнера могут разойтись. На этот случай лучше заранее договориться о правилах игры.

Паоло Гуччи (Paolo Gucci) и Пол Франк (Paul Frank) не могут продавать одежду под своими собственными именами

Суд запретил Паоло Гуччи, главному дизайнеру и внуку основателя компании Gucci, использовать свою фамилию (“Gucci”) для реализации своих изделий после того, как тот покинул семейный бизнес. Такая же судьба постигла и Пола Франка после его ухода из Paul Frank Industries, Inc. Обе компании позаботились в самом начале, что права на ТЗ в формате имен дизайнеров будут принадлежать самим компаниям.

В интересах компании предусмотреть ограничения на порядок использования дизайнером своего имени, в случае если он покинет компанию. Дизайнеры же заинтересованы в сохранении имени за собой, например, путем регистрации ТЗ на себя и передачи компании прав на использование имени (в качестве ТЗ) по лицензионному соглашению на время сотрудничества.

Дизайн является охраняемым объектом авторского права, однако российской практике только предстоит определиться с объемом предоставляемой охраны

Охраняется ли дизайн изделия, его пропорции и внешний облик как объект авторского права? Этот вопрос остается одним из самых животрепещущих в индустрии моды. В первую очередь потому, что защита, предоставляемая объектам авторского права, не требует регистрации или соблюдения каких-либо формальностей, а продолжительность их охраны значительно дольше, чем в случае с промышленными образцами, и составляет 70 лет со дня смерти автора.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Открытый перечень объектов авторского права содержится в ст. 1259 Гражданского кодекса РФ и включает в себя, среди прочего, произведения графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства и произведения декоративно-прикладного искусства.

Такое широкое определение и приведенные в законе примеры объектов авторского права позволяют утверждать о том, что дизайн одежды или изделия (сумки, ювелирного изделия, оправы очков) также может рассматриваться в качестве объекта авторского права и претендовать на соответствующую охрану. На данный момент, однако, российской правоприменительной практике известны только единичные случаи, когда обладатель исключительных прав на дизайн изделия обращался с претензией к недобросовестному конкуренту.

Дизайн рисунков на постельном белье является охраняемым объектом авторского права

В 2013 году российский суд удовлетворил требование общества к одному из своих конкурентов на том основании, что последний распространял постельное белье, дизайн которого был сходен с произведением, исключительные права на которое принадлежали истцу. В качестве охраняемого произведения в данном случае выступили «кроки» (рисунки), изготовленные по заказу истца дизайнерской студией. Любопытно, что в данном деле соответствующее изделие (постельное белье) было произведено и поставлено на территорию России китайской компанией. Вполне возможно, что ответчик и не догадывался о том, что дизайн ткани был скопирован.

Мировая практика на этот счет также разнится. В США существует позиция, что одежда является «утилитарным» предметом и по этой причине не защищается авторским правом, которое распространяется на объекты, созданные творческим трудом. Там же, однако, предоставляется охрана уникальным паттернам на тканях (Prince Group v. MTS Prods.), дизайну ювелирных изделий (Yurman Design, Inc. v. PAJ, Inc.) и выполненным в оригинальном стиле пряжкам (Kieselstein-Cord v. Accessories by Pearl, Inc.). На другом конце спектра находится Европейский Союз, где специальный акт – Community Design Protection Regulation 2002 – прямо признает охраноспособность дизайна и предоставляет защиту как зарегистрированным, так незарегистрированным дизайнам.

В России соответствующая практика еще не сформировалась, а пока дизайнеры модных изделий всегда сохраняют за собой право утверждать, что их изделия являются охраняемыми объектами авторского права.

Внешний вид изделия может быть защищен патентом на промышленный образец

К вам пришла идея сделать кожаную куртку с подстёжкой? Будьте осторожны. Дизайнеры из Ставропольского края уже получили патент на «куртку кожаную мужскую со съемной мутоновой подстёжкой».

Действительно, как и в большинстве других стран, внешний вид изделия может быть защищен патентом на промышленный образец. Чтобы получить охрану, внешний вид изделия по своим существенным признакам должен соответствовать двум условиям: быть (1) новым и (2) оригинальным.

Условия патентоспособности промышленного образца

Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия, в частности если из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца, неизвестно решение внешнего вида изделия сходного назначения, производящее на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит промышленный образец, нашедший отражение на изображениях внешнего вида изделия.

Отвечать указанным выше условиям может далеко не всякое изделие. Более того, индустрия моды имеет вековую историю, и поистине новые образцы появляются не так часто, даже несмотря на то что новые коллекции появляются каждый сезон. Получение патента является актуальным для изделий, которые имеют поистине уникальный внешний вид. Кроме того, поскольку получение патента займет не менее 18 месяцев, хорошим кандидатом на охрану в качестве промышленного образца является изделие, которое имеет потенциал быть в тренде несколько сезонов. В качестве промышленных образцов часто защищаются сумки, оправы для очков, емкости для парфюма и ювелирные украшения.

Наличие патента на промышленный образец позволяет фактически запретить конкурентам использовать охраняемый внешний вид изделия. Срок охраны исключительных прав на промышленный образец составляет 5 лет с правом неоднократно продлевать его на 5 лет, но в целом не более чем на 25 лет. Заявка на получение патента должна быть подана не позднее 12 месяцев со дня раскрытия информации (например, на выставке или модном показе).

Компания Crocs опоздала с заявкой на получение патента на одну из своих самых известных моделей башмаков

В феврале 2016 года стало известно, что Патентное ведомство США отказало компании Crocs в выдаче патента на промышленный образец для охраны внешнего вида одной из своих известных моделей башмаков. Основанием стало то, что внешний вид башмаков был раскрыт на сайте самой же компании задолго до подачи заявки на получение патента.

Секрет производства, ноу-хау или коммерческая тайна – какая польза?

Зачастую конкурентное преимущество, в том числе в индустрии моды, имеет характер конфиденциальной информации, которая не относится к указанным выше результатам интеллектуальной деятельности. К таковым могут относиться, например, специальная техника обработки ткани, перечень ключевых клиентов или методика построения цепочки поставок. Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) в качестве примера секрета производства в контексте индустрии моды приводит IT-систему компании ZARA, которая позволяет последней сократить цикл производства (промежуток между выявлением нового тренда и поставкой изделий в магазины) до 30 дней. У конкурентов это может занимать от 4 до 12 месяцев.

Секрет производства (или ноу-хау) по российскому праву

Сведения любого характера […] о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Как следует из определения секрета производства, чтобы сведения стали охраняемыми они должны соответствовать трем критериям: (1) иметь коммерческую ценность вследствие неизвестности третьим лицам, (2) быть недоступными третьим лицам, и (3) в их отношении должны быть приняты разумные меры для соблюдения конфиденциальности.

Секреты производства Louis Vuitton перешли в Coach вместе с бывшим вице-президентом французского модного дома

В 2014 году компания Louis Vuitton обратилась с иском против своего бывшего вице-президента, ответственного за Канаду и Бермуды. По утверждению компании бывший сотрудник нарушил свои обязательства об отказе от конкуренции (non-competition) и неразглашении информации (non-disclosure), когда перешел на работу в американский бренд Coach. Более того, компания потребовала взыскать с ответчика более 500 тыс. долларов в качестве неустойки.

Аналогичные дела, может и с меньшими суммами, регулярно встречаются и в российской судебной практике. Главная проблема для добросовестных российских владельцев ноу-хау – доказать наличие принятых мер для обеспечения конфиденциальности секретной информации. К сожалению, компании задумываются об этом только в тот момент, когда возникает проблема. Вместе с тем в некоторых случаях будет достаточно подписанного соглашения о неразглашении информации. Чтобы действовать наверняка, компаниям стоит позаботиться о введении на предприятии полноценного режима коммерческой тайны. Это потребует принятия несложных мер организационного и технического характера.

«Многослойная» охрана или как максимально защитить свой креатив

Как видно, одно и то же изделие или совокупность его элементов могут быть одновременно защищены с помощью нескольких способов правовой охраны, перечисленных выше. Такой прием иногда называют «многослойной» (multilayer) охраной.

«Многослойная» охрана дизайна джинсов

Бренд джинсов охраняется в качестве товарного знака. Уникальная техника обработки ткани может охраняться в качестве секрета производства при условии, что в отношении этой техники приняты меры по соблюдению ее конфиденциальности. В зависимости от обстоятельств оригинальный дизайн может охраняться либо в качестве объекта авторского права, либо как промышленный образец.
«Многослойная» охрана дизайна солнцезащитных очков

Как и в первом примере, бренд очков может охраняться в качестве товарного знака. Уникальный материал, из которого изготовлены очки (например, сверхлегкий материал), может охраняться патентом на изобретение. Оригинальный узор, выполненный на душках, может охраняться как объект авторского права.

В заключение

Сумки Birkin и Kelly от Hermès зарегистрированы в США в качестве товарных знаков. Такая бдительность позволила французскому модному дому в 2012 году взыскать с трех десятков веб-сайтов убытки в размере 100 млн. долларов за то, что те продавали подделки. В этом же году дизайнер Тони Берч (Tony Burch) обвинила своего бывшего мужа в нарушении режима коммерческой тайны, к которой он получил доступ работая консультантом на ее компанию Tony Burch LLC и по совместительству состоя с ней в браке. Тогда же разыгралась известная судебная баталия между Christian Louboutin и Yves Saint Laurent за право продавать туфли с красной подошвой.

Индустрия моды богата на любопытные юридические сюжеты, которые, как правило, разворачиваются вокруг того, что лежит в ее фундаменте – интеллектуальной собственности. С развитием индустрии моды и права можно ожидать, что российские дизайнеры и иностранные бренды, работающие в России, будут активнее прибегать к правовым механизмам охраны своих уникальных изделий.

Пример всплывающей подсказки для сносок