По традиции в мае состоялся уже восьмой по счету Петербургский международный юридический форум. На этот раз он особенно запомнился в связи с затронутой на главной юридической площадке страны темой Fashion Law. Еще два года назад, когда запускался проект Fashion Law Russia и планировалось открытие самостоятельной рубрики в журнале Legal Insight, эта тема была мало кому известна. Теперь же вопросам правового обеспечения индустрии моды уделяется все больше внимания, особую актуальность они приобрели в свете принятой установки на импортозамещение и развитие отечественной легкой промышленности.
Проблемы отрасли
Для того чтобы определить приоритетные вопросы правого регулирования данной отрасли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет при поддержке ресурса Fashion Law Russia собрал экспертов из сферы бизнеса, образования и таможни, а также практикующих юристов. Тон первой части дискуссии был задан выступлениями непосредственных представителей индустрии моды: председателя наблюдательного совета «Санкт-Петербургский синдикат моды», художественного руководителя St Petersburg Fashion Week Никиты Кондрушенко, генерального директора Модного дома Лилии Киселенко Ирины Селюты и известного дизайнера Алины Герман.
Никита Кондрушенко провел общий обзор состояния отрасли, подчеркнув, что на сегодняшний день в России модный бизнес (более привычным для нашей страны до сих пор остается определение «легкая промышленность») находится на стадии становления. Для этого есть все необходимые компоненты, но нет отлаженно работающей индустриальной цепи. Сейчас в стране уже достаточно много дизайнеров, однако модная индустрия все еще не сформирована.
Ирина Селюта и Алина Герман в своих выступлениях сфокусировались на проблемах, препятствующих развитию и коммерциализации творческого потенциала отечественных дизайнеров. К числу таких проблем были отнесены отсутствие налаженного взаимодействия между крупно- и мелкосерийными производителями, самостоятельного текстильного производства и таможенных льгот на ввоз готового импортного сырья,а также образовательной системы для подготовки квалифицированных кадров в сфере ткацкого дела, швейного производства и т. д. По мнению дизайнеров, решение этих проблем должно позитивно сказаться на развитии индустрии моды в России.
Защита модного дизайна
При очерченном экспертами круге системных отраслевых проблем законодателя больше привлек вопрос защиты результатов труда отечественных дизайнеров. В связи с этим был разработан Законопроект № 428309-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», направленный на защиту прав дизайнеров модных изделий. Как пояснил в своем выступлении заведующий кафедрой гражданского права Санкт-Петербургского государственного экономического университета Никита Иванов, при первоначальном обсуждении Законопроекта планировалось имплементировать в действующее законодательство две идеи: предоставление дизайну временной охраны с момента подачи заявки на регистрацию промышленного образца и краткосрочной охраны (на срок до трех лет) в качестве промышленного образца без его соответствующей регистрации по модели регулирования, предусмотренного на территории ЕС. Однако внесенный в итоге на рассмотрение Государственной Думы Законопроект предусматривает изменение части четвертой Гражданского кодекса РФ только в отношении предоставления временной охраны до момента регистрации промышленного образца.
Указанный Законопроект подвергся обширной критике со стороны не только видных практикующих юристов[1], но и участвующих в дискуссии представителей дизайнерского сообщества. Все они пришли к единогласному мнению по поводу того, что защита сезонных коллекций или иных краткосрочных дизайнов с помощью института промышленных образцов не имеет смысла. Цикл моды настолько быстротечен, что потратить полтора года на получение патента на дизайн не представляется целесообразным.
Крометого, действующим законодательством предусмотрено достаточно правовых механизмов,которые могут быть использованы и для охраны модного дизайна: охранапроизведений авторским правом, патентное право, регистрация товарных знаков.Задача дизайнеров и их юристов заключается в использовании предоставленныхзаконом способов защиты на практике. Так, до сих пор не сформирована позицияправоприменителей в отношении защиты нормами авторского права модного дизайнаодежды, обуви и аксессуаров.
Контрафакт
Помимо защиты дизайна от плагиата в модной индустрии достаточно остро стоит вопрос борьбы с контрафактом. Наличие рынка контрафактной продукции является глобальной проблемой. Особое внимание данной теме уделили докладчики из Италии. По словам Петро Сабеллы, эта страна является центром не только производства люксовых товаров, но и распространения их подделок.
В течение последних лет итальянская индустрия моды показывает небывалые темпы роста, что объясняется феноменом глобализации и всемирным спросом на товары, произведенные дизайнерами из Италии. Сейчас более 146 престижных брендов делают 4% ВВП для всей страны. Поддержание итальянской марки качества является задачей национальных брендов в условиях жесткой конкурентной борьбы в мире моды.
Рынок подделок получил развитие в Италии начиная с 1970-х гг., когда его продвижением заинтересовалась организованная преступность, увидев в этом направлении колоссальный потенциал. По данным статистики, приведенным профессором Римского университета Ла Сапиенца Марио Антинуччи, в 2016 г. рынок контрафактной продукции Италии составил 6 млрд евро.
Борьба с контрафактом – ключевой вопрос для итальянского рынка. В настоящее время в Италии налажена эффективная работа правоохранительных органов, им разрешено изымать товары, законность происхождения которых не подтверждена. Само производство и сбыт контрафакта преследуются в Италии на уровне уголовного законодательства с наказанием в виде лишения свободы на срок до четырех лет.
Что касается российской практики, то старший уполномоченный по особо важным делам Северо-Западной оперативной таможни Кирилл Андреев поделился результатами деятельности таможни в борьбе с контрафактом, приведя статистику по Северо-Западу за последние годы. Бесспорным лидером по количеству произведенного контрафакта, задержанного таможенными органами, был и остается Китай, чья поддельная продукция составляет более половины всего задержанного товара. Среди модных брендов, чьи подделки чаще всего пытаются провезти через границу нарушители, лидируют Chanel и LouisVuitton.
Помимо приведенной статистики по факту возбуждения административного производства и привлечения нарушителей к административной ответственности за ввоз контрафактных товаров Кирилл Александрович обратил внимание на тенденцию роста количества нарушителей – физических лиц. Прежде всего это связано с использованием схемы импорта контрафакта под видом товаров для личного пользования. Нарушители автобусами провозят контрафакт через границу в пределах допустимых норм веса и стоимости товара. Серьезной проблемой в этом случае, как отмечает таможня, является отсутствие у таможенных органов Евразийского экономического союза универсального подхода к пониманию вещей, предназначенных для личного пользования. ЕАЭС не дает разъяснений по данному вопросу, делегируя регулирование в этой части непосредственно государствам – членам Союза.
Регулирование е-commerce
Развитию онлайн-коммерции в современном мире уделяется огромное внимание. Считается, что для любого модного бренда, в том числе в сегменте «люкс», вопрос о выходе в режим онлайн-ритейла теперь начинается не с выражения «стоит ли…», а со слова «как». Онлайн-ритейл знает разные модели работы, имеющие свои особенности: outright model (ритейлер-продавец), marketplace (ритейлер не приобретает товар, выступает в качестве агента продавца, а продавцом является бутик) или drop shipping (ретейлер – посредник, рекламная площадка) и пр.
Экспертом в этой области выступил руководитель по правовым вопросам в России и СНГ Farfetch UK Limited Алексей Мягченков. Он отметил, что один из остро стоящих вопросов, особенно для онлайн-магазинов, работающих по модели marketplace, касается ответственности такого онлайн-магазина. Действующая судебная практика рассматривает marketplace в качестве продавца, который должен в полном объеме нести ответственность перед покупателем, в том числе за качество товара. Прочие вопросы, на которые стоит обратить внимание в онлайн-ритейле, – это нарушение исключительного права (например, несанкционированное использование фотографий), брендовые войны и спорный вопрос о возможности продажи ювелирных изделий дистанционным способом.
Солидарная ответственность за нарушение исключительного права
Сооснователь ресурса Fashion Law Russia, партнер АБ «Бузько и партнеры» Роман Бузько в своем выступлении остроумно подчеркнул, что хотя обсуждаемая спикерами индустрия и называется легкой промышленностью, задачи, которые стоят перед юридическим сообществом в этой сфере, легкими назвать не получится, и проиллюстрировал это на примере проблемы солидарной ответственности нарушителей исключительных прав модных брендов.
Институт солидарной ответственности за нарушение исключительных прав был введен в нашем законодательстве только в 2014 г., то есть на 30 лет позже, чем на Западе. Благодаря солидаритету нарушителей у правообладателя имеется возможность привлечь к ответственности лицо, которое получает выгоду от нарушений, допущенных третьими лицами (онлайн-платформу, получающую комиссию за размещение объявлений с предложениями о продаже контрафактных товаров, или перевозчика, основной бизнес которого заключается в том, чтобы доставлять подделки, и т. п.). Спикер даже предложил варианты привлечения к ответственности арендодателя помещений на блошиных рынках или покупателя, по заказу которого на товар был нанесен чужой товарный знак. В настоящее время судебная практика по этому вопросу в России по-прежнему не сформирована, поэтому участникам дискуссии оставалось лишь предполагать, по какому пути она пойдет.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что вопреки всеобщему заблуждению Fashion Law отнюдь не исчерпывается вопросами интеллектуальной собственности, а представляет собой много аспектную мультидисциплинарную практику, в которой найдется место вопросам корпоративного, антимонопольного, трудового права, таможенного и налогового законодательства и т. д. Развитие индустрии моды, ускорение производственных процессов и всеобщая диджитализация будут выдвигать перед юристами все более интересные задачи и порождать новые темы для экспертных дискуссий.
*[1] Например, М. Рожкова «Это модное нынче “модное право”», или «Правда ли, что при защите прав модных дизайнеров защищается интеллектуальная собственность?» // Zakon.ru