Правовое обеспечение индустрии моды как самостоятельное направление в праве появилось относительно недавно, а потому продолжает вызывать много вопросов.
В российской правовой традиции принято выделять отрасли права на основании самостоятельного предмета и метода регулирования. В частности, это приводит к тому, что все, что связано с коммерцией, вне зависимости от индустрии или сектора, называется всеобъемлющим термином «коммерческое право» или аналогичными вариациями. В западных юрисдикциях подход иной: от частного к общему, где в основе лежит индустрия или сектор экономики, на это нанизываются соответствующие нормы права, и все вместе называется отраслью права. Так получилось и с fashion law, которое является ничем иным как совокупностью норм права, регулирующих индустрию моды.
Существует мнение, что выделение fashion law в качестве самостоятельной отрасли началось с диссертационной работы Jeanne Belhumeur под названием “Le Droit International de la Mode” (пер.: «Международное право моды»), опубликованной на французском языке в 2000 году. Затем в 2004 году вышла еще одна солидная работа группы французских юристов “Droit du luxe” (пер.: «Право роскоши») опять же на французском языке.
Расстановка сил изменилась, и ветвь первенства перешла американцам, когда в 2006 году профессор Сьюзан Скафиди открыла первую магистерскую программу (LLM) в области fashion law в нью-йоркской Fordham Law School, а уже в 2010 при поддержке известного дизайнера Дианы фон Фюрстенберг и Американского совета модельеров был открыт самостоятельный Fashion Law Institute.
Выделение fashion law в качестве отдельной отрасли права, в первую очередь, связано с высокими темпами роста самой индустрии моды. Два года назад Business Insider писал:
«Мировой рынок предметов роскоши, по мнению The Boston Consulting Group, оценивается в 985 миллионов долл. и к 2020 году должен достигнуть оценки в 1,18 триллиона долл. – стоит только удивляться, что юристам понадобилось так много времени, чтобы обратить своей внимание на эту индустрию».
Со слов Сьюзан Скафиди, fashion law представляет собой:
«Отрасль, которая включает в себя правовое содержание стиля, в том числе вопросы, которые могут возникнуть на протяжении жизни предмета одежды, начиная с появления оригинальной идеи у дизайнера и заканчивая попаданием этого предмета одежды в гардероб покупателя. Как учебный курс, fashion law посвящено четырем основным темам: (1) интеллектуальная собственность; (2) бизнес и финансы с различными подразделами от трудового права до недвижимости; (3) международная торговля и государственное регулирование, в том числе вопросы безопасности и устойчивости; и (4) потребительская культура и гражданские права. Помимо индустрии одежды и аксессуаров, fashion law также касается таких отраслей, как производство текстиля, модельный бизнес, медиа и косметическая и парфюмерная промышленность.
С точки зрения практики права, fashion law может включать в себя представление клиентов, вовлеченных в дизайн, производство, дистрибуцию или торговлю модными изделиями, а может касаться и прав потребителей. Многие участники индустрии являются частью глобальной продуманной системы и тесно работают друг с другом, что обуславливает актуальность лицензирования и транзакционной работы. Интересы же других участников могут конфликтовать. Например, интересы локальных производителей и импортеров зачастую противоречат, равно как и интересы креативных дизайнеров и имитаторов из сегмента fast fashion. Это осложняет процесс выработки единой политики для индустрии моды, которая далеко не монолитна. Конечно, как и многие другие отрасли права, fashion law может быть использовано и как плуг, и как меч. Именно поэтому индустрия моды характеризуются большим количеством судебных споров»
(Susan Scafidi, Fiat Fashion Law! The launch of a Label – And a Brand New Branch of Law, in Navigating Fashion Law, 2012)
Таким образом, именно «правовое содержание стиля» и многочисленные сопутствующие аспекты составляют основной фокус блога и будут освещаться на Fashion Law Russia.