Ведущая рубрики Fashion Law Анна Заброцкая, соруководитель практики «Индустрия моды и товары класса “люкс”» юридической фирмы «Борениус», встретилась с ведущими «модными» юристами Нью-Йорка и Милана – столиц мировой моды. Партнер американской юридической фирмы HBA Дуглас Ханд и руководитель итальянской практики «Интеллектуальная собственность и технологии» юридической фирмы Withers Ида Паломбелла рассказали об особенностях юридического консалтинга в сфере fashion law.
Руководит практикой интеллектуальной собственности и технологий в Италии. Несколько лет работала в Valentino, одном из самых известных модных брендов. Представляла интересы Палаты итальянской моды (Camera Nazionale della Moda Italiana - CNMI) и входит в ее комиссию по интеллектуальной собственности.
Один из самых влиятельных юристов в сфере fashion law в США. Является членом консультативного комитета Совета модных дизайнеров Америки (CFDA). Преподает fashion law в Нью-йоркской школе права и школе права имени Кордозо. Начинал свою карьеру в Shearman & Sterling.
1. Почему оказание юридических услуг в сфере моды превратилось в отдельную практику в юридических фирмах?
Дуглас Ханд: В настоящее время индустрия моды оценивается в 2 трлн долларов – она огромна! Fashion law охватывает целый спектр отраслей права. Правоприменительная практика в отношении представителей модной индустрии имеет свою специфику, отличную от иных отраслей экономики. Это относится к праву интеллектуальной собственности, корпоративным финансам, трудовому праву, вопросам аренды торговых площадей, регулированию импорта / экспорта, судебным разбирательствам.
Ида Паломбелла: Право в индустрии моды охватывает почти все юридические сферы, но фокусируется в основном на текущих вопросах бизнеса и знании определенных идей и подходов, разработанных юристами для конкретных потребностей этой отрасли. Например, в Италии лицензионные или дистрибьюторские соглашения не регулируются напрямую гражданским кодексом, но всегда предусматривают определенный набор условий и положений, характерных и для индустрии моды. То же самое относится к договорным отношениям дизайнеров с модными брендами и к трудовым договорам, заключаемым с моделями или персоналом магазинов.
2. Что особенного в сделке M&A в индустрии моды в отличие от такой же сделки в какой-либо другой сфере бизнеса? Чем трудовой договор с модной компанией отличается от прочих трудовых договоров?
Дуглас Ханд: Сделка M&A в индустрии моды часто предполагает приобретение большого количества объектов интеллектуальной собственности, а в случае с брендами, возглавляемыми дизайнерами, – некоторых категорий личных неимущественных прав (в США они оборотоспособны, как и имущественные, – примеч. авт.). Это т сложная группа активов для оценки, а в некоторых случаях – и для передачи. Соответственно, понимание бизнеса моды приобретает решающее значение.
Трудовое право также имеет специальное преломление в отношении регулирования труда творческих работников, где особенно важны положения о запрете конкуренции и правах на разработанный дизайн. Есть много отраслей, где можно сказать: «Если я потеряю Томми Хилфигера, но у меня останется бренд “Томми Хилфигер”, то все будет в порядке». Непорядок в модном бизнесе наступает с уходом его создателя, но обязать последнего в договоре продолжать работать на компанию сродни рабству. Каждый подобный случай является вызовом для юриста.
Ида Паломбелла: Начав работать в модных компаниях, я сразу поняла, что здесь все отличается от других отраслей. Знание особенностей модного бизнеса существенно помогает в юридической практике. Для юриста, желающего работать в индустрии моды, очень важно, чтобы кто-то из отрасли мог поделиться с ним своим «взглядом изнутри», дать определенный insight и объяснить, как все работает на практике. Это было одной из причин того, что я вместе с итальянским советом моды решила запустить специальный курс, посвященный изучению fashion law.
3. С какими наиболее распространенными вопросами вам приходится сталкиваться на практике?
Дуглас Ханд: Каждый день бывает что-то новое! В течение дня я могу решать как вопросы, возникающие на раннем этапе финансирования нового бренда, так и те, которые касаются потенциального судебного разбирательства в отношении другого бренда, а также связанные с решением защиты интеллектуальной собственности.
Ида Паломбелла: Задачи меняются ежедневно. В Милане, где я работаю, проходят четыре Недели моды в год. Накануне этого мероприятия все очень сумбурно: ко мне могут обратиться с просьбой урегулировать какой-то вопрос или спор, составить соглашение и т. д. И все это должно быть сделано очень быстро! Во время Недели моды половину рабочего времени я провожу за пределами офиса, посещаю модные показы и другие мероприятия. Все это для меня важные рабочие моменты, когда можно непосредственно увидеть работу своего клиента. После Недели моды все становится подконтрольным, и рабочие вопросы решаются уже в спокойном режиме. Зачастую у нас складываются личные отношения с клиентами, особенно когда мы работаем напрямую с дизайнерами. В этом случае помимо обращения к нам за юридическими консультациями они часто задают вопросы из области здравого смысла или коммерческой деятельности, что позволяет мне выступать в качестве бизнес-консультанта.
4. Кто ваши основные клиенты: дизайнеры, крупные бренды?
Дуглас Ханд: У нас есть разные клиенты, в количественном выражении среди них больше новых брендов и представителей fashion-tech бизнеса. Представляемые нами обладатели известных брендов, чей доход составляет более 100 млн долларов, по-прежнему являются частными компаниями.
Ида Паломбелла: Мы тоже работаем как с дизайнерами, так и с компаниями – обладателями модных брендов. Конечно, у последних есть собственные юридические отделы, и они, как правило, привлекают нас к работе на специальных проектах. Небольшие же компании, напротив, просят выполнить много рутинной работы, например составить лицензионные, дистрибьюторские соглашения и т. п. Я также помогаю дизайнерам, и начинающим, и достаточно известным. Кроме того, мы работаем с компаниями, которые не занимаются непосредственно модой, но так или иначе связаны с этой индустрией, а именно с модельными и PR-агентствами, а теперь также с digital fashion и SMM-агентствами.
5. Кто ваши основные конкуренты и, вообще, главные игроки на этом рынке: специализированные юридические фирмы или практики в них, индивидуально-практикующие или внутренние юристы?
Дуглас Ханд: Не припомню, чтобы мне когда-то еще встречался такой же узкоспециализированный консалтинг, как Hand Baldachin & Amburgey LLP. Крупные фирмы зачастую имеют несколько соответствующих специалистов, но не отдельное направление. Бутиковые же фирмы концентрируются на традиционных дисциплинах, таких как интеллектуальная собственность, разрешение споров или налоги.
У обладателей крупных брендов основная юридическая работа выполняется внутренними департаментами. Внешних же консультантов они привлекают, как правило, для решения нетривиальных задач, например для представительства в суде и проведения M&A-сделок. Такие компании крайне редко ввязываются в крупный спор, пытаясь решить его силами своего юридического департамента, или самостоятельно занимаются публичным размещением акций и сделками слияния и поглощения. Именно здесь открывается поле для деятельности юридических фирм. Здесь никто не будет прописывать политики на веб-сайтах или заниматься коллаборацией с малыми компаниями, ведь им под силу сделать это самостоятельно. Мы же занимаемся инхаус-работой в тех случаях, когда бренд компании еще не настолько известен, чтобы она могла завести себе штатных юристов.
Ида Паломбелла: Такая же ситуация и в Италии, но должна заметить, что у нас, как ни странно, не так много юристов специализируется на модной индустрии. В нашей стране долгое время существовала традиция практиковать в рамках отдельной области права: трудового, интеллектуального, предпринимательского. Со временем наметилась тенденция фокусироваться на конкретной индустрии, например на фармацевтической или добывающей промышленности. Думаю, лет через 10 мы будем иметь поколение новых юристов, специализирующихся в самых разнообразных отраслях, в том числе в индустрии моды.
6. Плагиат – известная проблема в моде. Как дизайнеру защитить свои авторские права в США и Италии?
Дуглас Ханд: Плагиат – это, конечно, проблема, но юридическая доктрина предлагает различные пути ее решения. Так, в США дизайн охраняется только патентным правом. Однако патент не так просто зарегистрировать, особенно в отношении одежды, где новизна – большая редкость. Более того, получение патента на дизайн – удовольствие дорогостоящее. В Америке авторским правом охраняются в основном принты на изделиях и некоторые виды ювелирных украшений. Самым эффективным объектом интеллектуальной собственности с точки зрения правовой охраны является товарный знак, однако он защищает не дизайн, а только название бренда.
Существует мнение, что после прохождения очередного цикла мода всегда копируется. Это позволяет одним приблизиться к ней, а другим, кто находится «на передовой» и создает моду, – задуматься о необходимости придумать что-то новое. В результате получается цикл потребления, ежегодно приносящий индустрии триллионы долларов.
Ида Паломбелла: Охрана дизайна в Италии сильно отличается от регулирования в США. Если произведение дизайна является оригинальным и имеет творческую ценность, то можно рассчитывать на его охрану авторским правом. Также существует возможность международной, европейской или национальной регистрации дизайна, что требует определенных затрат еще до того, как станет понятно, успешен ли продукт на рынке. У нас также действуют нормы, ограничивающие недобросовестную конкуренцию и требующие доказательств того, кто первый воплотил в жизнь конкретную идею и насколько известным он был до появления конкурента. Конечно, не стоит забывать и о регистрации товарных знаков.
7. Что вы думаете о таких страницах в соцсетях, как Diet Prada[1]?
Дуглас Ханд: В целом я считаю неплохой инициативой выносить случаи плагиата на обсуждение и честно пытаться установить авторство. На фоне жестких рамок закона и высокой стоимости услуг квалифицированного советника социальные сети предлагают мелким брендам достаточно практичный путь придания плагиаторов осуждению публики. Такая самозащита права в сети доказала свою эффективность на примере нескольких брендов и независимых дизайнеров, правда, без присуждения компенсации, зато со снятием контрафакта с продажи.
Ида Паломбелла: Действительно, соцсети сейчас можно использовать для чего угодно, в том числе для борьбы с контрафактом и плагиатом. Проблема, однако, в том, что в подобных случаях довольно трудно определить, кто кого скопировал. Однажды я консультировала дизайнера, который, якобы, скопировал идею своего бывшего однокурсника по школе дизайна. В итоге оказалось, что оба подсмотрели идею из старого архива Джанни Версаче. И такое в моде происходит постоянно, ведь придумать что-то по-настоящему новое действительно сложно.
8. Часто ли споры в моде заканчиваются в зале суда? Какой способ урегулирования спора является наиболее распространенным?
Дуглас Ханд: Цикл моды невероятно скоротечен, а процесс судебного разбирательства в Америке очень медленный, поэтому споры по поводу защиты дизайна часто не доходят до суда: либо сторонам удается договориться, либо обладатель копируемого бренда попросту игнорирует копию.
Споры, связанные с лицензионными соглашениями, коллаборациями, инвестициями или нарушением положений об отсутствии конкуренции доходят до суда с разумной регулярностью. Я бы сказал, что в судебном порядке споры, вытекающие из договорных отношений, рассматриваются так же часто, как и споры с применением альтернативных способов урегулирования, например арбитража.
Ида Паломбелла: Судебные тяжбы в сфере моды случаются нечасто. Возникающие разногласия здесь предпочитают решать, не доводя дело до суда. Например, соглашение об урегулировании спора, которое было достигнуто много лет назад в рамках длительного судебного процесса о нарушении прав на товарный знак между Марио Валентино и Валентино (Valentino), все еще в силе, что, в частности, не позволяет последнему размещать слово «Valentino» на брендовых сумках.
9. Можете ли вы привести пример предъявления каких-то громких коллективных исков (class action lawsuit) против модного бренда?
Дуглас Ханд: Конечно. На протяжении многих лет в отрасли наблюдалось несколько громких всплесков групповой активности. Например, можно вспомнить сравнительно недавний спор о неоплачиваемых стажировках – очень распространенном явлении в модной индустрии. Такие иски, как правило, выливаются в крупные суммы компенсации. Это связано с тем, что основанием для предъявления коллективного иска работодателю часто становится неудовлетворительный размер заработной платы и нарушение допустимой продолжительности рабочего времени.
Еще один пример группового иска в сфере моды связан с маркировкой. Так, в Калифорнии маркировка «Сделано в США» строго регламентирована, равно как и маркировка сведений о количестве потенциально опасных веществ. Дело в том, что все бренды продаются также в Калифорнии и подчиняются там еще и законам штата, причем убытки в связи с несоблюдением местных требований могут быть весьма существенными.
Ида Паломбелла: В странах континентальной системы права коллективные иски не слишком распространены. Несколько лет назад в Италии было принято специальное законодательство на этот счет, но его применение по-прежнему вызывает много практических и процедурных вопросов. Мне неизвестны громкие примеры из области моды, но такие иски недавно были инициированы в Италии против ряда телекоммуникационных и страховых компаний.
10. Какой совет вы могли бы дать компании – обладательнице модного бренда, имеющей намерение выйти на американский или итальянский рынок?
Дуглас Ханд: Я бы посоветовал нанять компетентного американского юриста, разбирающегося в вопросах и особенностях модной индустрии. В противном случае можно либо переплатить, либо не получить необходимых услуг. Для ведения коммерческой деятельности в США, как правило, целесообразно (а при заключении контрактов часто и необходимо) создать на дочернее предприятие и уделить отдельное внимание планированию и структурированию бизнеса в США в части оптимального построения международной группы компаний в целом.
Ида Паломбелла: Необходимо привлечь авторитетного в Италии блогера (инфлюенсера) и представить коллекцию на Неделе моды в Милане, в частности на Неделе женской моды в сентябре, которая действительно находится в центре внимания мира моды. С правовой точки зрения, конечно, нужно зарегистрировать бренд и заключить выгодное соглашение с дистрибьютером, чтобы можно было распространять изделия в лучших магазинах в знаковых городах Италии. Разумеется, необходимо позаботиться о защите интеллектуальной собственности, запустить хороший веб-сайт и SMM, к тому же для итальянского рынка очень важно, чтобы все было на итальянском языке.
Интервью опубликовано в журнале Legal Insight № 3 (69) 2018 // www.legalinsight.ru
*[1] Diet Prada – анонимный Инстаграм-аккаунт, который публикует информацию о плагиате в мире моды.